Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Творчество А. Грина-органичное явление литературного процесса, начала XX века, которое претерпело затем определённые трансформации в контексте новой, послеоктябрьской реальности. В качестве одной из главных тенденций русской литературы художественного и социального порубежья учёные называют «стремление к более обобщённому и концентрированному изображению действительности» как результату умножившейся авторской субъективности, возрастающего лиризма и развития форм экспрессивной поэтики. Поиски других средств художественной выразительности и изобразительности существенно повысили значимость символа и тяготения к символизму не только в поэзии, но и в прозе.
Александр Степанович Грин (А.С. Гриневский, 1880−1932) создал свыше четырехсот произведений – романов, повестей, рассказов, стихотворений. В них отображены взгляды писателя на природу и человека как явление социума и уникальный феномен. Оригинальность его творчества в определенной степени обусловлена драматичным жизненным опытом. Оно выразилось как в не вовлеченности в литературные группы, так и в эволюции его художественной антропологии, которая обусловливается реалистическим и романтическим художественным сознанием. Поиск собственного творческого метода привел и к переходу от реализма к романтизму (и неоромантизму), и к интеграции особенностей романтической поэтики и психологизма традиционного реализма, и к «пограничности» художественного мира – сочетанию жизнеподобия и фантастического компонента. Недостаточная степень изученности творческого наследия А. Грина обусловила актуальность данного исследования.
Так, объект исследования – сборник рассказов А. С. Грина «Штурман "Четырёх ветров"».
Предмет исследования – особенности сборника рассказов А. С. Грина «Штурман "Четырёх ветров"».
Цель работы: рассмотреть идейно-художественное своеобразие сборника рассказов А. С. Грина «Штурман "Четырёх ветров"».
Задачи данного исследования:
-рассмотреть вопрос об изученности творчества А.Грина;
-исследовать историю создания сборника «Штурман "Четырёх ветров"».
-выявить особенности сборника «Штурман "Четырёх ветров"» и одноименного рассказа; а также на примере рассказа «Рай» и рассказа «Остров Рено».
Методы исследования: анализ и обобщение на основе научных и научно-публицистических источников, соответствующих теме исследования.
Теоретической основой стали труды следующих авторов: Аверинцева С.С. [1],Васильевой О.А. [2], Ильинской Н.И. [10], Кобзева Н.А. [15], Хрулева В.И. [26] и др.
Материалом исследования послужили рассказы сборника «Штурман "Четырёх ветров"», в частности, одноименный рассказ, а также рассказ «Рай» и «Остров Рено»
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения материалов работы в рамках преподавания дисциплины «Отечественная литература» для студентов вузов филологического направления.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ А. ГРИНА
1.1. К вопросу об изученности творчества А.Грина
Грин не входил ни в одну литературную организацию, ни в раннюю, ни в позднюю, и был независим от эстетических программ 1900-1930-х годов. Это отмечали его современники ("Грин ясно осознавал свое выдающееся положение среди писателей и гордился этим") и исследователи его творчества ("Но даже в пестрой картине литературной жизни того времени Грин выделялся из литературных направлений, течений, групп, кружков, мастерских, из манифеста, выделялся") также отмечают.
Раннее реалистическое творчество Грина развивалось на фоне расцвета модернизма, с одной стороны, и реализма 1900-х годов - с другой. Грин отражает тенденции социального и духовного развития современности и общества. Сюжеты и персонажи ранних рассказов привязаны к конкретному времени и пространству, отвечая эстетическим принципам реализма: художественному историзму и художественному детерминизму [2].
Во многих ранних рассказах Грина отмечается множество повторяющихся фигур – революционеров, солдат, крестьян, буржуазию и интеллигенцию. На основе положений, которые изложены в трудах В. Ковского («Романтический мир Александра Грина» 1969) и Н.А. Кобзева («Ранняя проза А.С. Грина» 1995), мы разделяем героев ранних рассказов Грина (1900-е‒начало 1910-х) на две группы и маркируем их как «революционер» и «обыватель»; однако для произведений 1900-х годов показательна и группа персонажей, характеризующих армейскую прозу Грина. Его герои наделены социальными (интеллигенция, крестьяне, купцы, лавочники и т.д.) и профессиональными (офицеры, солдаты, писатели, революционеры и т.д.) характеристиками [15, с. 46].
События и поступки в ранних рассказах Грина имеют причинно-следственные связи, что также делает художественную реальность правдоподобной, или, по словам Р. Якобсона, правдоподобной в соответствии с авторской интерпретацией. Возможно, в начале своего творческого пути Грин возложил на себя задачу накопления опыта в изображении жизни людей из разных слоев общества.
Социальные проблемы отчетливо звучат в прозе Грина о военных и боевых группах СР. В рассказах о простых людях степень социальной мотивированности персонажей и сюжетов сведена к минимуму. Романтический импульс ("романтический дискурс", "романтическое бессознательное" и т. д.) стал реальностью в литературную эпоху 1900-х годов.
С.С. Аверинцев указывает на обращение к романтизму как на закономерность литературного развития. Как только реализм принимал форму натуралистических, бытовых, физиологических зарисовок и т.п., вступала в силу романтическая тенденция с модернистской орнаментальностью, импрессионизмом с иллюзией эстетической самоценности случайных поэтических образов, символизмом и опорой на сложные приемы обобщения". [1, с. 166].
В.И. Хрулев отмечает, что романтический метод А. Грина индивидуалистичен и что писатель следует ценностям романтизма XIX века. Таким образом, романтический сюжет в своей бесконечности и многообразии несет в себе потенциал непознаваемого мира, возможность свободной личности, ее Поэтика иллюзии играет важную роль в некоторых произведениях 1910-х годов, ориентированных на романтическую эстетику повествования [27, с. 6].
В творчестве Грина прослеживается тенденция перехода от изображения устойчивых черт внешних портретов и движений к изменчивым деталям, связанным с душевными состояниями в конкретных, единичных ситуациях. Речь идет о «портрете динамическом, переходящем в пластику», в котором внимание Грина останавливается на свойствах характера и внутреннем мире человека (например, рассказы «Человек, который плачет», «Мат в три хода», «Воздушный корабль», «Маньяк» и др.). Подобные портреты демонстрируют "сильный интерес к странностям и тайнам человеческой психики", и такие портреты стали "началом многих последующих романтических "таинственных историй"". Такие портреты соотносятся с магической, необычной и таинственной тематикой рассказов 1910-х и 1920-х годов.
В прозе конца 1900-х - начала 1910-х годов меняются принципы создания словесных портретов, что соотносится с ориентацией творческой манеры Грина на романтическую традицию. Портреты демонстрируют славную индивидуальность в неординарных ситуациях ("Штурман четырех ветров", "Колония Ланфиер"). Динамичные портреты героев отражают "ускользающие мгновения" внутреннего мира персонажей ("Она", "Дача Большого озера").
Портреты романтических героев Грина не отличаются "пристальным взглядом", но демонстрируют моменты эмоций. Портрет мореплавателя ("Штурман четырех ветров") имеет минимальные обстоятельства: рост под семь футов, рыжие волосы, шрамы на теле, темные глаза, красное лицо и мощные кулаки. Однако упомянутые детали переданы как характеристики его темперамента и как образно-эмоциональное восприятие рассказчика. Накопленный Грином художественный опыт отразился и в создании портретов его героев [26].
Так, в его рассказах техника внешнего портрета развивалась от автономных деталей к единому целому, от социальных черт к психологическим, от социально-типологических портретов к портретам, передающим индивидуальность через существенные черты. С появлением произведений, основанных на романтических героях и необычайных событиях, портреты стали подчеркивать живые черты личности (например, " Штурман четырех ветров", "Колония Ланфиер", "Пролив Бурь"). В отличие от традиционного детального, объективного изображения внешнего мира, Грин предпочитает выбирать черты, существенные для характеристики внутреннего мира, фиксируя эмоциональные сиюминутные изменения (например, "Мат в три хода", "Человек, который плачет", "Воздушный корабль", "Маньяк").
Рассказы Грина 1900-1910-х годов образуют самостоятельную повествовательную систему, в которой выражаются его эстетические приоритеты.
Восприняв стилистические традиции реалистов и романтиков и в какой-то мере учтя художественные открытия модернистов, Грин создал свой стиль, в котором сосуществуют стилистические черты этих направлений. Не принадлежа ни к одной литературной школе, опираясь на личный жизненный опыт и эстетические вкусы, Грин разрабатывал темы или представлял интерпретации известных сюжетов. Накопив в 1900-х годах свой повествовательный опыт, Грин в 1900-1910-х годах разрабатывает ряд социально-психологических типов, сталкивающихся с проявлениями зла. Он создал целый ряд таких типов. Наиболее излюбленными были герои, посвященные носителям добра, экстрасенсорных способностей, внутренней свободы, ярких впечатлений и восприятия неизвестного [16, с. 89].
1.2. История создания сборника «Штурман «Четырех ветров»
В Феодосийском музее Александра Грина и сегодня можно найти раритетное издание – первое в жизни писателя собрание сочинений. Трехтомник был выпущен в 1913 году в издательстве Н.Михайлова «Прометей».
Первый том под названием «Штурман "Четырех ветров"» появился в самом начале года. 15-го марта Грин сообщал в письме литературоведу и библиофилу С.А.Венгерову: «В 1913 году книгоиздательство "Прометей" выпускает "Собрание сочинений" в 6-ти томах; второй и третий том печатаются, первый был опубликован под названием: Александр Грин, собрание сочинений, т. 1, «Штурман "Четырех ветров"». Второй том называется "Пролив бурь", третий − "Зимняя сказка"» [11]. В сборник вошли следующие рассказы: «История одного убийства», «Колония Ланфиер», «Маленький комитет», «Окно к лесу», «остров Рено», «Рай», «Происшествие в улице Пса», «Телеграфист из Медянского бора», «Третий этаж» и рассказ «Штурман "Четырех ветров"».
Заслуживает внимания тот факт, что «Штурман "Четырех ветров"» в содержательном аспекте полностью повторил сборник Грина «Рассказы» (1910 г.), и даже его посвящение жене Вере Павловне (во втором браке – Калицкая) осталось не тронутым: «Другу моему посвящаю. 11 января 1910 г.». По всей вероятности, это было связано с тем, что Грину не хватало времени на подготовку тома. Он недавно возвратился из архангельской ссылки, где пребывал два года и куда был отправлен по обвинению в «принадлежности к социал-революционной партии» и проживании по чужому паспорту.
Вернувшись в мае 1912 года в Петербург, Грин с головой окунулся в литературную работу. За полгода он издал четырнадцать рассказов и стихотворение «Первый снег». В московском издательстве «Эпоха» отдельным изданием вышел его новый рассказ «Приключения Гинча». Но главное – он начал работу над собранием сочинений.
Книга «Пролив бурь» была опубликована весной. Три рассказа из пяти, включенных в нее, были созданы Грином совсем недавно: «Трагедия плоскогорья Суан» (1912), «Жизнь Гнора» (1912), «Дьявол Оранжевых Вод» (1913). На титульном листе тома было напечатано посвящение: «Другу моему Вере. 1912 г.».
В конце года был издан третий том. Его название в последствии заменили на «Позорный столб», ввиду того, что рассказ «Зимняя сказка» не вошел в содержание. Преимущественно книга состояла из новых произведений.
Выход в Свет собрания сочинений Грина, безусловно, не остался без внимания критики. Почти на каждый том появились отзывы. В рецензии на книгу «Пролив бурь» прославленный прозаик и журналист Николай Брешко-Брешковский писал: «Имя Александра Грина хорошо известно читателям "Нивы". Это – писатель крупного самобытного таланта, вошедший несколько лет назад в литературу со своей собственной, ярко-оригинальной физиономией. Если бы Грин писал по-английски или по-французски, у него было бы уже крупное имя, как у Конан-Дойля, Брет-Гарта, Киплинга или Эдгара По, с которыми у него есть нечто общее [11].
Грин – романтик. Его герои действуют в необычной среде, порой фантастической, порой экзотической, но они "верят" в нее, увлекаются и так богато одухотворяются, что становятся буйной и глубоко творческой силой автора. Его герои любят дикую природу особой пантеистической любовью. И хотя он порой преступник, он способен на нежные и прекрасные чувства любви к мужчинам и женщинам.
Получив часть тиража, Грин, как обычно, продал книги в букинистические магазины, часть из которых подарил знакомым. Благодаря дарственной надписи писателя мы можем узнать о его знакомых и людях, с которыми сводила его судьба. Вообще, по словам В. Калицкой, очень немногие дарили Грину "свои" авторские "подарки". Поэтому сегодня мне хотелось бы сказать несколько слов о тех, кто получал в подарок от автора книги из его первого сборника, тем более что их имена, как правило, малоизвестны или хорошо забыты.
По воспоминаниям Калицкой, когда "Штурман четырех ветров" были опубликованы, Грин послал их Екатерине Бибергал - соратнице по революции в Севастополе в 1903 году, в которую был страстно влюблен. Профессиональная революционерка Екатерина Александровна Бибергаль (1880-1959) в это время находилась на каторжных работах.
Однако другим владельцем первого тома в 1917 году был уже Николай Короглуев, вероятно, издатель. "Моему другу Николаю Сергеевичу Корогуеву. 16 июня. 1917 г." – писал автор на титульном листе книги, которая случайно осталась у него. Важно отметить, что фамилия Николай Сергеевич в этой надписи искажена. В фондах музея сохранен автограф, в котором Гурин написал эту фамилию правильно, через "л" [11].
На этой книге и второй, "Пролив Бурь", есть дарственная надпись "Дорогому Алексею Николаевичу Будищеву, в знак моего глубокого уважения к его личности и таланту: А.С. Гурину. 23 мая 1913 г.", надписанная и хранящаяся в музее писателя. Когда и как познакомились Александр Гурин и Алексей Будищев, неизвестно. Однако, судя по дневнику Федора Федоровича Фидлера (литературоведа, переводчика с немецкого языка русских поэтов, коллекционера автографов и фотографий писателей), Гурин и Будышев присутствовали на праздновании 20-летия писательской деятельности А.И. Свирского, которое отмечалось 14 октября 1912 года. Через три недели, 4 ноября, они в качестве приглашенных гостей присутствовали на дне рождения Фидлера. Позже они встречались на различных писательских собраниях. По воспоминаниям писателя и журналиста Николая Вельзивицкого, в 1914 году на званом обеде у Александра Ивановича Куприна в Гатчине Будищев подарил Гурину книгу с автографом. К сожалению, книга была продана Грином в букинистический магазин.
Имя Алексея Николаевича Будищева (1867-1916) сегодня в значительной степени забыто. Однако в свое время он был одним из самых издаваемых писателей своего времени. При жизни Будищев выпустил несколько сборников рассказов. Самые известные из них - "Степные волки" и "Черный буйвол". Среди его романов - "Пробуждённая совесть", "Бунт совести" и "Степь грезит". Он написал несколько пьес, одна из которых, "Живые - мертвые", была с успехом поставлена в театре Мари. Будышев написал стихотворение "Только вечер рассветает синий". Стихотворение было положено на музыку Всеволодом Ивановичем Буюкли и стало широко известно как романс "Калитка" [11].
На книге "Пролив Бурь", хранящейся в собрании Одесского государственного литературного музея, имеется автограф Грина антрепренеру Николаю Коварскому, 1913 г. 20 авг.". Об этом человеке известно следующее. Николай Коварский родился в 1876 году в Свенцяны (Литва). Получив высшее фармацевтическое образование, занялся предпринимательской деятельностью. Жил в Вильнюсе и Санкт-Петербурге. Был дважды женат. Первой его женой была петербургская певица Ольга Власенко, от которой у Коварского было двое детей – Николай (р. 1905) и Лев (1907-1979). Место и дата смерти Николая Коварского неизвестны.
Другой знакомый Грина говорит о его подписи в "Пролив Бурь": "Дорогой, милый, единственный из прочих адвокатов, обладающий писательским талантом, А.С. Гринн - В.В. Бернштаму, 24 сентября 1916 г.". Эта книга хранится в Российской государственной библиотеке в Санкт-Петербурге. Кстати, в издании жизни Владимира Вильямовича (и в его биографии) его фамилия указана как Беренштам [13].
Имя Владимира Вильямовича Беренштама (1870/1871-1931), юриста, публициста и прозаика, было широко известно в петербургских литературных кругах. Он служил присяжным поверенным и присяжным заседателем, участвовал во многих политических процессах в качестве адвоката, а после революции 1917 года занимал должность юрисконсульта. Как пропагандист и публицист, он опубликовал множество работ, особенно в популярных журналах "Русское богатство", "Мир Божий" и "Вестник Европы". Автор книг "За право ", "Записки адвоката", "Из пережитого", "В тисках ссылки" и "В огне защиты". Среди произведений Беренштама - пьесы "Жена не жена", "Иван Каляев", воспоминания "В.Г. Короленко как общественный деятель и на родине".31 октября 1931 года В.В. Беренштам умер. Он был похоронен на коммунистическом участке Александро-Невского аббатства.
Неизвестно, издал ли Грин третий том. К сожалению, "Позорный столб" стал его последним произведением. Причиной тому, вероятно, стало начало Первой мировой войны. А в учебнике "История книги" говорится: "Многие страны - поставщики оборудования и материалов - отказались продолжать экономические отношения с русским издательством. Резко сократилось оборудование. Резко упала производительность труда, а выпуск книг (например, на иностранных языках) сократился до 50 %".
Несмотря на то, что это был серебряный век русской литературы, спрос на романы резко упал. Книги все больше становились товаром для избранных. В обороте оставались детективы, псевдоисторические романы и развлекательная проза. На первое место вышли литературные произведения о войне, патриотизме и истории.
Сеть книжных магазинов сократилась вдвое – с 2 000 до 1 000". Закрылся и ряд издательств. Не избежало этой участи и издательство "Прометей": основанное в 1907 году в Петербурге издателем Николаем Николаевичем Михайловым (1884-1940), оно выпускало произведения русских и зарубежных авторов, философские книги, литературоведение, общественно-политическую проблематику, историческую и справочную литературу. Издательство издавало произведения русских и зарубежных авторов, философские книги, литературоведение, общественно-политические вопросы, историю и справочную литературу. Издательство имело демократическую направленность, его публикации часто пресекались цензурой; в 1916 году издательство "Прометей" было закрыто [11].
Еще три тома из шеститомного собрания сочинений Грина так и не были опубликованы. Тем не менее, публикация трехтомника сочинений А.С. Грина была успешной: войдя в литературный мир в 1906 году, Грин к 1913 году уже имел две книги – "Шапку-невидимку" и "Рассказы". За эти семь лет, - писала В. Калицкая, - он получил репутацию талантливого писателя". Публикация полного собрания сочинений Александра Гурина подтвердила его писательский талант и утвердила его имя в русской литературе.
Вывод по главе:
Рассказы Грина 1900-1910-х годов образуют самостоятельную повествовательную систему, в которой отображены его эстетические приоритеты и принципы. Во многих ранних рассказах Грина отмечается множество повторяющихся фигур – революционеров, солдат, крестьян, буржуазию и интеллигенцию.
Грин – приверженец романтизма. Его персонажи действуют в особенной среде, иногда фантастической или экзотической, но они "верят" в нее, увлекаются и так богато одухотворяются, что становятся буйной и глубоко творческой силой автора. Его герои любят дикую природу особой пантеистической любовью. И хотя он порой преступник, он способен на нежные и прекрасные чувства любви к мужчинам и женщинам.
Первый том под названием «Штурман "Четырех ветров"» появился в самом начале 1913 г. В сборник вошли следующие рассказы: «История одного убийства», «Колония Ланфиер», «Маленький комитет», «Окно к лесу», «остров Рено», «Рай», «Происшествие в улице Пса», «Телеграфист из Медянского бора», «Третий этаж» и рассказ «Штурман "Четырех ветров"».
Таким образом, можно сказать, что стиль писателя постоянно претерпевал изменения. Писатель фокусировал свое внимание на некоторые черты, которые были важными для описания внутреннего мира, тем самым сосредоточивая внимание на эмоциональных сиюминутных изменениях. В текстах писателя прослеживаются мотивы одиночества, смерти, ценности человеческих отношений, близости с природой и раздумий о смысле жизни.